Дата публикации
04.11.2025
Дата обновления
09.10.2025
Просмотров:
11
Поделиться


Законопроект от 29.09.2025 № 1026190-8 (далее – Законопроект) уточняет правила взаимодействия ИФНС с плательщиками при проведении налоговых проверок.

Период проверки

Законопроект предусматривает включение в ст. 89 НК РФ положений, прямо устанавливающих возможность проведения выездной проверки не только за три предшествующих года, но и за текущий год. При этом оговаривается, что делать это можно только в отношении налоговых периодов, завершившихся до даты вынесения решения о назначении проверки (п. 35 ст. 1 Законопроекта).

Применить новые правила можно только к налогам, у которых налоговый период меньше года, это НДС, акцизы, игорный налог. ПСН – по уже завершившимся патентам. Проверять таким образом "годовые" налоги (НДФЛ, УСН, ЕСХН, налог на прибыль, имущественные) ИФНС не сможет.

Планируется, что изменения вступят в силу с 01.01.2026.

Расширение полномочий

Еще одно новшество Законопроекта – расширение возможностей ИФНС при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Напомним, они могут назначаться, если при рассмотрении материалов проверки (акта, возражений плательщика) выявляется недостаточность данных для принятия решения. Сегодня такими доп. мероприятиями могут быть истребование документов, допрос свидетеля и экспертиза (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Законопроект дополняет этот перечень осмотром территорий, помещений, предметов и документов, а также выемкой (пп. "б" п. 41 ст. 1 Законопроекта). Это правило должно вступить в силу по истечении 9 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона (п. 4 ст. 13 Законопроекта).

Уточняется, что в этом случае для допуска на территорию плательщика инспекторы должны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении дополнительных мероприятий (п. 37 и 38 ст. 1 Законопроекта). Заметим, что доп. мероприятия могут назначаться при рассмотрении материалов любых проверок, в т. ч. камеральных. Поэтому на практике эти изменения значительно расширяют полномочия ИФНС.

Электронное взаимодействие

Еще один блок поправок уточняет порядок взаимодействия проверяющих с налогоплательщиком. Так, в ст. 90 НК РФ добавляется абзац, устанавливающий, что вызов свидетеля на допрос может осуществляться в т. ч. в электронной форме по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика или через Госуслуги.

Эти же три способа коммуникации устанавливаются в качестве допустимых для отправки в налоговую возражений по акту проверки, дополнительному акту проверки или акту о выявленных нарушениях. Форму, формат и порядок взаимодействия во всех случаях должна утвердить ФНС России (п. 40, пп. "в" п. 41, пп. "а" п. 42 ст. 1 Законопроекта).

Также Законопроект фиксирует в НК РФ возможность рассмотрения материалов проверки и актов о нарушении с применением видео-конференц-связи. Порядок утвердит ФНС России (пп. "а" п. 41 и пп. "б" п. 42 Законопроекта).

Эти изменения должны вступить в силу по истечении 9 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона (п. 4 ст. 13 Законопроекта).

Обеспечительные меры

Если по итогам рассмотрения материалов проверки принимается решение о доначислении, ИФНС может ввести обеспечительные меры, направленные на сохранение имущества налогоплательщика, за счет которого в дальнейшем можно будет взыскать суммы выявленных проверкой налогов, пеней и штрафов.

Перечень таких мер Законопроект не расширяет, но уточняет, что если налоговая устанавливает запрет на отчуждение (передачу в залог) транспортных средств, то с этого момента в отношении них не могут совершаться никакие регистрационные действия (пп. "г" п. 41 ст. 1 Законопроекта). Значит, даже просто снять такие ТС с учета (к примеру, чтобы не платить транспортный налог) налогоплательщик в такой ситуации не сможет. Также не получится перерегистрировать такие машины в новом регионе при переезде.

Изменение должно вступить в силу через один месяц после официального опубликования Федерального закона (п. 1 ст. 1 Законопроекта).

Источник: Информационная система 1С:ИТС